Часть 5. Жизнь в стрессе

И так, продолжим наши рассуждения и поиск решения непростой задачи.

К нам в школу приезжали психологи чтобы поработать с педагогами и некоторыми классами учеников. Я напросился посмотреть как работает психолог с детьми. Уже к середине встречи психолог заметила и в открытую сказала, что как-то в классе небезопасно. Всё время ждёшь, что тебя кто-то заденет, ударит или оскорбит. И это норма для класса. На вопрос где дети чувствуют себя в безопасности, поступили ответы: в одиночестве, с бабушкой или с домашним питомцем.

Что тут скажешь, попадание в самую точку. Очень агрессивная атмосфера постоянной войны всех со всеми. А ведь далеко не каждый это заметит, так как в нашей жизни это стало нормой. Проявляется это так: один подросток даёт совет, точнее пренебрежительную поправку другому. “Да ты не так делаешь д…., нужно вот так!” В ответ слышится “ Да сам ты д… иди в …”. И в таком духе происходит разговор не только между мальчиками, к слову сказать. Постоянная агрессия, то есть навязывание своего мнения или поведения окружающим. По другому сказать- полное отсутствие уважения. Стремление к доминированию через подавление окружающих.

И вот представьте, идёт урок, а подростки в мыслях воюют меж собой, а иногда перекидываются словами, бумажками или ещё чем. Как вы думаете, много ли знаний они сумеют усвоить? Вопрос второй, какова обычная реакция учителя на подобное поведение и раздолбайство в классе? Ведь воюют дети не только друг с другом, но и с учителями. И самый крутой тот, кто сразился с учителем. Это может быть демонстративное невыполнение задания, срыв уроков, пренебрежительные высказывания. Самое печальное, когда педагоги ведутся на провокацию и начинают “строить” подростков. В этот момент он падает до уровня подростка в глазах всех и становится им равен по уровню осознанности. И что толку, что педагог имеет высшее образование, десятилетия практики, своих детей или даже внуков. В эти моменты взрослый такой же подросток, только психической силы больше и тело сильнее.

Чем больше статус человека с кем воюешь, тем выше твой собственный. По этому принципу война может быть в виде отрицания выдающихся людей, знаний вообще. Если уровень подростка 1, то значит нужно уровень всего мира сделать 0, и тогда ты будешь самый-самый. И в своём внутреннем мировоззрении они так и делают. Далее, чтобы с 1 увеличится до 2 баллов, начинают курить, до 3 - ругаться и тд. Вот только это уже идёт не в плюс, а в минус 1, минус 2, минус 3. Как говорили на Руси, есть те кто живёт- “жити”, а есть те, кто не живёт (убивает себя) и мешает жить другим- “нежити”. Вот подростки и катятся в уровень “нежити”, соревнуясь друг с другом кто в этом преуспеет больше.

Самое удивительное для меня во всём этом оказалось то, что мои собственные дети 5 и 9 летнего возраста, которые в школу никогда не ходили, ведут себя по той же модели поведения. Споры между собой, пререкания, повышение голоса, агрессия в адрес друг-друга и родителей. Для меня это было открытием. Мы уже 5 лет живём на земле, телевизора никто не смотрит, а мультфильмы и фильмы подбираем сами, чтобы не было негативных программ в них заложено. И не смотря на это, конкурирующая модель та же, что и у деревенских детей. Откуда они это взяли? Ответ прост- с нас, взрослых. Ведь именно мы по привычке вместо того, чтобы договариваться с детьми давим на них и “строим”. Именно от нас они агрессии и учатся. И именно мы, как с примером педагогов выше, падаем до уровня осознанности подростков в моменты споров с ними и конфликтов. Нам, в свою очередь, такую линию поведения передали собственные родители и общество в целом.

Вспоминая своё детство мне становится ясно откуда у меня агрессивная программа.

Я вместе со старшей сестрой вырос в семье без отца. Нас воспитывали мама и бабушка. В 90-х был период выживания у многих, что усиливало загруженность родителей. В роду матери было принято пахать и вкалывать, благодаря чему предки выживали там, где гибли практически все. Дед прошёл 3 войны командиром расчета сверхтяжелой артиллерии. У него был математический дар, поэтому и поставили управлять самым мощным сухопутным орудием того времени. Каждый снаряд пушки по 300 кг весил, поэтому нужна была особая точность в рассчётах. Дед ушёл срочником в 1938 году, вернулся домой в 1946. Великую Отечественную начал на границе с Польшей, закончил под Берлином, а потом ещё и на Японском фронте. Мало кто пережил три войны сразу, активно участвуя в боевых действиях.

Настрой трудолюбия и выживания передался матери, которая с самого детства в духе строгости воспитывала и нас с сестрой. С 12 лет каждые выходные мы на даче “пахали” как и было принято в роду. Блестящим умом в детстве я не отличался, от того и вдалбливали в голову знания в старших классах при помощи подъемов в 3 часа ночи, мата и палки. Если сказать иным языком, через страх. Самое интересное, что метод то рабочий. И говорить так могу не только исходя из собственного примера, но и из примера родной сестры.

В начале 90-х в нашей семье произошла трагедия. В результате несчастного случая сестра оказалась на грани жизни и смерти. Она выжила, но сильно пострадало сознание. На какой-то период времени сестра превратилась в растение. Лучшие годы своей жизни мама потратила на восстановление дочери. Как итог сестра доучилась в школе, поступила в филологический институт и окончила его. Сейчас у неё семья и 5 детей. А ведь аналогов такого восстановления в медицине практически нет. Все кто был на похожем уровне тяжести состояния либо умерли, либо остались растениями. В чём секрет такого восстановления? Удивитесь, при помощи русского мата и палки. То есть через сильную агрессию и страх.

Читатель наверное в недоумении, много статей написал про то, что воспитывать нужно через любовь, а тут написал про иной метод, через агрессию. Я стараюсь не жить в иллюзии, а быть объективным в своих суждениях.

Если подвести некоторый итог, то существует несколько методов обучения. Через страх и агрессию, через любовь и творчество и через потакание прихотям ребёнка, то есть никакого воспитания. А теперь посмотрим, что мы имеем на выходе.

В последнем варианте избалованного взрослого, который как был ребёнком, так и остался. Сменились игрушки на более дорогие, и развлечения на более порочные. В итоге это принесёт им страдания. Что эти взрослые дети сумеют передать своим детям кроме своих глупостей?

Есть второй метод - через строгость, агрессию и страх. В итоге в ребёнке растёт воля, умение выживать в агрессивном мире. Такие дети вырастают у более менее волевых людей, умеющих достигать своих целей. Именно по этой методике и воспитывались дети в царской семье, о чём остались дневники и рукописи. При данном подходе вырастают строгие личности.

Но что происходит дальше? Многие ли повзрослевшие дети находят себя в жизни и основывают счастливые многодетные семьи?

Есть и третий тип воспитания, через творчество и любовь. Он самый сложный, почему? Потому что нужно сначала самому достичь уровня любви, а это получается ой как не у многих. Вот сейчас сижу и думаю, а ведь я не знаю ни одной семьи, которая воспитала бы детей в творческом аспекте и можно было бы посмотреть результат спустя 10-20 лет по семьям детей. Почему?

Помните анекдот про крокодилов и динозавров? Динозавры и крокодилы жили в одно время. Почему динозавры вымерли, а крокодилы остались. Ответ прост: потому что крокодилы не высовывались!

Счастливые люди и семьи не спешат высовываться и учить весь мир как правильно жить. Они спокойно живут, радуются жизни, у них всё гармонично и здорово. Любовь является нормой и детям даже в голову не приходит, что как-то можно жить иначе без любви, а родители могут быть иными.

Школа Михаила Петровича Щетинина выпустила за годы своего существования сотни детей, воспитанных в творчестве и любви. Где они все? Почему мы их не видим в политиках, руководителях, чиновниках? Ответ судя по всему будет похож. А собственно зачем творческому осознанному человеку лезть в жёсткую агрессивную структуру?

Вот сейчас на своей шкуре чувствую, что не просто помогать детям в школьной системе образования. От учителя требуют выполнения программы. Хороший учитель тот, кто эффективно встраивает в картину мира ребёнка образ, спущенный по инстанциям с верху, а не тот, кто задумывается над программой обучения и начинает её менять. Поэтому я прекрасно осознаю, что долго в системе образования не проработаю из-за несовместимости взглядов, целей и задач. Есть ещё один аспект, который все знают как народную мудрость: с кем поведёшься, от того и наберешься. И это правило работает в две стороны…

Для того, чтобы передавать всё лучшее детям нужно не работать под чьей-то социальной (энергетической) структурой, а формировать свою собственную.

Кто стоит во главе структуры Щетинина, Мартышина, Макаренко? Они сами. Это отдельная очень интересная тема структур, которую обязательно рассмотрим.

Ну и напоследок цитата одного из тех, кто стоит во главе системы образования и спускает программы. Лично я бы в виде транспаранта над дверью в каждой школе повесил эти золотые слова истины.

"недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других..."

Андре́й Алекса́ндрович Фу́рсенко

Министр образования и науки Российской Федерации (2004—2012): исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003—2004). Член попечительского совета Российского совета по международным делам (2011). 12 декабря 2013 года В. В. Путин своим указом назначил Фурсенко председателем попечительского совета Российского научного фонда].

Быть Добру!

Все статьи тут


Делитесь с друзьями. Вместе сделаем мир лучше!